Мы работаем:
с 8:00 до 21:00 (БЕЗ ВЫХОДНЫХ)
Написать нам:
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
0
Нет товаров
 x 
Корзина пуста

Кипение электролита в АКБ

Почему может закипеть электролит в АКБ? | Читайте полезные статьи на akumulator.by

Кипение аккумулятора представляет собой химическую реакцию электролиза. Простыми словами, данный процесс возникает при условии, когда ток, подаваемый на АКБ, начинает разлагать кислоту на водород и кислород, которые видны на поверхности электролита в виде пузырьков.

Но на практике закипание аккумулятора на автомобиле в разной степени возможно не только при зарядке. Разберемся подробнее, почему АКБ может кипеть и как избежать негативных последствий.

Признаки кипения аккумуляторной батареи 

Реакция электролиза в аккумуляторе может протекать как слабо так и интенсивно.

Неинтенсивный процесс происходит при поступлении тока на клеммы АКБ. При напряжении ниже 14,4-14,6 В  (у батарей типа Ca-Ca ниже 16 В), Визуально он не очень заметен и выглядит, как мелкие пузырьки газов в банках.

Интенсивная реакция электролиза хорошо видима для глаз за счет бурлящего раствора.

Свидетельством того, что АКБ на автомобиле периодически закипает, могут быть следующие признаки:

  • накопление паров серной кислоты под капотом - резкий кислый запах;
  • появление налетов белого или зеленого оттенка на клеммах, пробках банок, оголенных металлических деталях крепления батареи или автомобиля;
  • влажные пробки.

Причины закипания электролита

Автомобильная аккумуляторная батарея может кипеть при полном ее заряде. Это в какой-то степени нормально и даже полезно для АКБ, в зависимости от интенсивности и продолжительности кипения (лучше не экспериментировать без специальных знаний обслуживания кислотных аккумуляторов).

Но есть и другие причины, из-за которых кипит электролит:

Перезаряд аккумулятора

Самая популярная причина кипения кислоты в батарее. Связана  с неисправностью генератора или его реле-регулятора. При их выходе из строя рабочее напряжение при заведенном двигателе может увеличиваться более 14,4-14,6 В (для типа Ca-Ca это выше 16 В). При этих показателях и начинается интенсивное кипение электролита.

Перезаряд  может произойти и при неправильной зарядке аккумулятора при помощи ЗУ, а именно из-за превышения продолжительности и большого тока. Рекомендуемая сила тока при использовании ЗУ не должна превышать 10% от общей емкости АКБ. Например, батарею емкостью 60 Ач необходимо заряжать током не более 6А в течение 10 часов. Если пренебрегать данной рекомендацией, то аккумулятор начнет перезаряжаться, а электролит будет подкипать. После частых закипаний при зарядке начнутся разрушения свинцовых пластин, что со временем приведет к полному выходу из строя аккумулятора.

Неисправности и износ АКБ

Другими причинами кипения являются неисправности самой аккумуляторной батареи, возникшие из-за опять-таки неправильного ее обслуживания или естественного износа.

К таким неисправностям можно отнести сульфатацию АКБ, осыпание активной массы (образование шлама), повреждение сепараторного конверта. Проблема касается как новых, так и подержанных аккумуляторов, и заключается в том, что кристаллы сульфата или шлам могут замкнуть свинцовые пластины. Батарея кое-как может продолжать работать, но электролит при этом постепенно начнет нагреваться и закипит.

А при естественном износе спровоцировать закипание электролита может сульфатация в крайних банках с последующим замыканием пластин.

Определить замыкание просто. При неисправности одной банки, общий вольтаж батареи уменьшится. Зная, что двенадцативольтовый аккумулятор состоит из 6 банок, легко подсчитать, что каждая из них имеет примерно по 2 В. То есть напряжение АКБ в 9,5-10,5 В может свидетельствовать о коротком замыкании в одной банке. Замыкание не «лечится».

Сопутствующие факторы

К другим причинам кипения электролита можно отнести высокую нагрузку на батарею и температуру окружающей среды. Но их нельзя считать ключевыми, а лишь как сопутствующие факторы, которые в совокупности с неисправностями батареи приводят к ее кипению.

У каждого аккумулятора есть ограничный ресурс емкости. При его превышении температура электролита увеличивается. Например, если после прослушивания громкой музыки на автомагнитоле при заглушенном двигателе завести автомобиль, то во время движения батарея начинает нагреваться. Причиной такого процесса является быстрая передача больших токов от генератора к разряженной АКБ. Поэтому зная, что батарея разряжена, перед тем как отправиться в дорогу, ее необходимо подзарядить.

Дополнительным фактором, способствующим тому, что аккумулятор закипает, может быть высокая температура окружающей среды. В жаркие летние дни страдают не только люди, но и автомобили. Температура под капотом может повышаться до 100С. Естественно, нагревается и сама АКБ, а в совокупности с другими факторами это может привести к ее кипению. Поэтому важно в жару контролировать уровень электролита.

Причины кипения на грузовых автомобилях

У закипания аккумулятора на грузовых авто свои особенности, и обусловлены они наличием сразу двух аккумуляторов. Наиболее часто при езде АКБ кипит из-за:

  • установки двух аккумуляторных батарей с разными емкостями и сроками эксплуатации;
  • установки идентичных аккумуляторов, но с нарушениями правил эксплуатации, без изменения их позиций хотя бы раз в месяц;
  • использование при выключенном моторе в течение 12 и более часов для работы холодильников, телевизоров, обогревателей, другого оборудования.

Для грузовых автомобилей действует то же правило, что и для легковых машин: нельзя выдвигаться в дорогу с разряженным аккумулятором. Это может привести к нагреванию и кипению электролита. Перед отправкой в путь нужно зарядить током не более 10% от ее емкости.

Решение проблемы

Лучшим спасением от кипения является соблюдение простых правил эксплуатации и обслуживания автомобильной батареи, некоторые из которых уже были отмечены выше. Также можно добавить еще несколько советов.

При установке нового аккумулятора:

  • убрать предметы возле АКБ, которые могут играть роль проводника тепла к ней;
  • в жаркое время года раз в 1-2 недели контролировать уровень электролита, особенно в крайних банках, и по необходимости доливать его;
  • хотя бы раз в месяц измерять напряжение на клеммах и банках при заведенном двигателе (нормальный показатель не более 14,6 В);
  • осматривать состояние корпуса и клемм.

Однако при соблюдении этих рекомендаций никто не застрахован от закипания электролита во время движения. В такой ситуации нужно выполнить следующие действия:

  1. Не продолжать движение и заглушить двигатель.
  2. Хорошо проветрить подкапотное пространство.
  3. Снять «рубашку» аккумулятора (при наличии).
  4. Охладить АКБ до температуры 40 С.
  5. Закрыть капот и добраться до ближайшей заправки или автомагазина.
  6. Купить дистиллированную воду и дополнить электролит до необходимого уровня.
  7. Доехать до автосервиса, стараясь не включать дополнительные электроприборы.

Возможные последствия

Халатное отношение к обслуживанию и эксплуатации аккумуляторной батареи может иметь серьезные последствия. Как было написано в начале статьи, при закипании аккумулятора выделяется кислород и водород. Созданное этими газами высокое давление в корпусе батарее может спровоцировать взрыв. Также привести к взрыву может большое количество водорода в помещении или под капотом при наличии искры или при концентрации с кислородом в соотношении 2:1.

При выявлении неисправностей АКБ, которые приводят или могут привести к интенсивной реакции электролиза, лучше произвести ее замену. В нашем магазине вам помогут подобрать АКБ, заменить ее и проверить работу электрики!

 

Сомневаетесь в выборе аккумулятора
Для легковых автомобилей?
Наш специалист Вам поможет!
Заполните свой контактный номер телефона, и наш специалист свяжется с вами лично, чтобы помочь вам подобрать подходящий аккумулятор для вашего автомобиля.
Неверный ввод

Полезная информация

Статьи

г. Минск, м-н Лошица, ул. В. Сырокомли, д.7, ТЦ «АвтоМир», павильон 181, вход с левого торца.

пн-пт с 9.00 до 20.00,
сб-вск с 9.00 до 19.00

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аккумуляторы оптом и в розницу
Обратный звонок
Неверный ввод
Расчет при оплате частями
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
BYN
Неверный ввод
BYN
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Введите номер телефона
Досрочное погашение без переплат
Без справки о доходах, без поручителей
Расчеты носят ознакомительный характер