Эволюция аккумуляторных батарей: как изменились технологии за последние 20 лет
За последние два десятилетия аккумуляторные батареи претерпели значительные изменения, став более эффективными, надежными и удобными в эксплуатации. Технологический прогресс коснулся всех аспектов производства — от используемых материалов до производственных процессов.
Переход от сурьмы к кальциевым сплавам
Одним из ключевых изменений стал отказ от сурьмянистой технологии. Современные батареи преимущественно используют кальциевые сплавы, хотя некоторые типы батарей по-прежнему сохраняют малосурьмянистые положительные токоведущие части из-за их высокой надежности и устойчивости к механическим нагрузкам. Несмотря на большую массу и стоимость, такие литые пластины обеспечивают повышенную прочность.
Оптимизация конструкции электродов
Современные электроды стали значительно тоньше. Если 10-20 лет назад толщина электродов превышала 2 мм, то сейчас производители перешли на электроды толщиной около 1,5 мм. При этом их количество внутри батареи увеличилось, что позволило достичь более высоких токов.
Улучшенный прием заряда
Значительного прогресса удалось добиться в области приема заряда. Современные батареи эффективно заряжаются не только при комнатной температуре, но и при нулевой и даже отрицательной температуре. Если 20 лет назад при нуле градусов батарея принимала заряд на уровне 12-15 ампер, то сейчас этот показатель может достигать 25-30 ампер. Такой результат достигнут благодаря усовершенствованию сплавов и использованию современных добавок для активной массы.
Модернизация производственных процессов
Важным технологическим изменением стало внедрение камер дозревания. Раньше намазанные пастой пластины просто оставляли в цехе, накрывая влажной тряпкой или полиэтиленовой пленкой. Сегодня пластины выдерживаются в специальных камерах с высокой влажностью, а затем подвергаются сушке. Этот процесс улучшает контакт активной массы с решеткой и повышает электрические характеристики батарей.
Повышение эффективности использования активной массы
Коэффициент использования активной массы вырос с 47-48% до 52%. Это позволило уменьшить количество используемого свинца при сохранении или даже улучшении характеристик батарей.
Устойчивость к глубоким разрядам
Современные аккумуляторы, особенно премиального класса, стали значительно устойчивее к глубоким разрядам. Если батарея разрядилась и была своевременно заряжена, она практически не теряет емкости и может продолжать нормально эксплуатироваться (при условии, что не произошло замерзание электролита).
Снижение потребности в обслуживании
Благодаря переходу на кальциевые сплавы и использованию более чистого свинца современные батареи практически не требуют доливки воды. По опыту эксперта, при регулярной эксплуатации автомобиля первая доливка дистиллированной воды в премиальной батарее на кальциевых электродах может потребоваться только через три года. Для сравнения, батареи из сурьмянистых или малосурьмянистых сплавов нуждались в доливке воды несколько раз в год.
Снижение массы
Общая масса современных аккумуляторных батарей значительно снизилась благодаря двум факторам: замене эбонитовых корпусов на полипропиленовые и снижению содержания свинца за счет повышения коэффициента использования активной массы.
Итог
В целом, технологический прогресс в производстве аккумуляторных батарей привел к созданию более эффективных, долговечных и удобных в эксплуатации изделий, которые лучше соответствуют требованиям современных автомобилей.